Ставки подакцизных товаров. Повышение акцизов на вино — медвежья услуга для честных виноделов — мнение

Минфин с 2019 года собирается уровнять акциз на импортные и отечественные тихие и игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Сейчас производители таких вин в России платят льготный акциз, что нарушает правила ВТО. В качестве компенсации Минфин предоставит налоговый вычет виноделам, выпускающим вино из собственного винограда, но таких производителей в России немного.


Предложения по изменению налогообложения российских производителей вина содержатся в разработанном Минфином проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (.pdf). Со следующего года министерство собирается отменить пониженную ставку акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских) с ЗГУ и ЗНМП для продукции, производимой на территории РФ. Для них, таким образом, будет действовать та же ставка акциза, что и для вин импортного производства.

Льготный акциз для российских вин с ЗГУ и ЗНМП действует в России с 2016 года. Сейчас, согласно Налоговому кодексу, обычный акциз для тихих вин составляет 18 руб. за 1 л, льготный - 5 руб. Производители игристых и шампанских вин платят 36 руб. и 14 руб. соответственно.

Наличие такой преференции для российских виноделов не устраивало Евросоюз.

Свою обеспокоенность по этому поводу он, в частности, выражал в сентябре 2017 года на заседании комитета по доступу на рынки ВТО, сообщало «РИА Новости» со ссылкой на свой источник.

В России пониженным акцизом пользовалось не так много производителей. По оценке президента Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) Леонида Поповича, в 2017 году из всего объема продукции отечественного производства только 1,5–2% пришлось на вино с ЗГУ и ЗНМП (всего в прошлом году было выпущено 32 млн дал тихих вин, сообщал Росстат). «Но все компании наращивали производство вин с ЗГУ и ЗНМП, чтобы иметь возможность воспользоваться льготой, а теперь, когда ее отменят, могут перестать это делать»,- сетует он.

Отнимая у российских виноделов льготный акциз, Минфин может предоставить им другую меру поддержки. Министерство предлагает отнести к подакцизным товарам используемый при производстве вина виноград.

Те производители, которые получают сырье из собственного винограда, смогут получить налоговые вычеты с применением повышающего коэффициента, следует из документа Минфина.

В пресс-службе министерства на момент публикации не сообщили, каким может быть акциз на виноград для производства вина и как именно будет применяться налоговый вычет.

Господин Попович считает неправильным, что в проекте Минфина прописано, что на налоговый вычет смогут претендовать только те российские производители, которые выпускают вино из своего винограда. «В этом случае мало кто сможет воспользоваться преференцией, так как большинство виноделов закупают в том числе российский виноград у других компаний»,- поясняет эксперт. В качестве примера он привел Дагестан, где есть 22 хозяйства, которые выращивают виноград, и только 3–5 компаний, которые перерабатывают его в вино. «Если поменять слова “собственный виноград” на “российский виноград”, то тогда поддержка виноделам действительно будет оказана»,- отмечает Леонид Попович.

Еще одним предложением Минфина в области изменения налогообложения является увеличение акциза на винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта, в размере ставки акциза на игристые - 36 руб. за 1 л в 2019 году.

Сейчас акциз на винные напитки в два раза меньше. Участники винного рынка прежде жаловались, что из-за сниженного акциза производители винных напитков отнимают рынок, маскируя свою продукцию под обычное вино или шампанское. По оценке главы СВВР, в 2017 году в России было продано более 20 млн дал винных напитков.

«Ведомости». Повышение кажется небольшим, но сильно скажется и на отрасли, и на структуре потребления алкоголя россиянами.

Что предлагают

  • Ставки акцизов на тихие вина с 2020 года повысят с 18 до 31 рубля за литр, на игристые - с 36 до 40 рублей за литр.
  • Одновременно закрывается известная лазейка: акциз на винные напитки и газированное «псевдошампанское» без добавления спирта уравняют с акцизами на вино. Сейчас на винные напитки действует единая ставка акциза - 18 рублей.
  • К подакцизной продукции отнесут виноград, используемый для производства вина, виноматериалов или спиртных напитков полного цикла. Виноделы, выпускающие вино из российского винограда, получат налоговый вычет с повышающим коэффициентом, а импортеры и те, что используют импортные виноматериалы, будут платить акциз по полной ставке.

Кто проиграет

Виноделы считают, что акцизы и так велики, а их повышение неизбежно приведет к росту розничных цен и ухудшению структуры потребления.

  • Отрасль выдержит повышение акциза на тихие вина максимум до 20 рублей одномоментно и до 25 рублей в перспективе, считают специалисты. Иначе упадет спрос на недорогую российскую и импортную продукцию, а потребитель снова взглянет на более крепкие и вредные напитки, говорит президент компании «Ладога» Вениамин Грабар.
  • Повышение акциза снова приведет к росту контрафакта и уходу в тень подорожавших винных напитков. После появления в 2012 году категории «винный напиток» в нее и так перекочевал фальсификат. Сейчас это порядка 20 млн декалитров (дал) в год, или всего в два раза меньше российского производства тихих и игристых вин вместе взятых (43 млн дал).
  • На переход от винных напитков к вину большинства потребителей этой продукции эксперты не рассчитывают.

Кто выиграет

В безусловном выигрыше производители вина из отечественного сырья. Проблема только в том, что пока таких всего 1,5–2% объема производства.

  • Одна из таких компаний - «Абрау Дюрсо» Павла Титова, недавно договорившаяся с крупнейшим российским ритейлером X5 Retail Group о развитии бренда вина «Русская лоза». Цена не должна превышать 300 рублей за бутылку.
  • Льготы для отечественных виноматериалов должны стимулировать закладку виноградников и сокращение импорта. Сейчас в России около 95 000 га виноградников, в 2018 году посажено почти 7000 га. В прошлом году Россия импортировала 11,6 млн дал виноматериалов, основные поставщики - Испания, Украина, Узбекистан и Уругвай.

По данным Минздрава, за последние 8 лет потребление алкоголя в России сократилось почти в 2 раза: с 18 до 9,3 литра (в пересчете на спирт) на душу населения. Но это происходит из-за того, что опережающими темпами снижается потребление крепких напитков. По данным Gfk, потребление вина в 2017 году выросло на 9%. Российское производство тихих вин в 2018 году снизилось на 4,9%, игристых на 2,6% - при росте импорта.

Что мне с этого

Можно ожидать, что качественное вино еще немного подорожает, дешевое станет хуже, а алкогольная газировка, маскирующаяся под шампанское, совсем скроется в тени. Не считая исчезновения с прилавков грузинской продукции - но уже .

Сергей Смирнов

Власти предложили отменить льготы производителям российского марочного алкоголя

Отечественные виноделы, производящие защищенные вина, лишатся пониженных ставок акциза, следует из «Основных направлений бюджетной и налоговой политики». Уравнять акцизы на российские и импортные вина требуют правила ВТО

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

​Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2019-2021 годы, обсуждаемом сегодня в Госдуме (*.pdf), предложил ряд значительных изменений в порядке акцизного обложения винной продукции. Главное из них — отмена с 2019 года пониженной ставки акциза на вина и шампанское с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Поскольку винами с ЗГУ и ЗНМП могут быть только российские вина, произведенные из российского винограда, предложение Минфина означает, что акцизы на отечественные и импортные вина будут уравнены.

По правилам ВТО

Сейчас акцизы на тихие вина без ЗГУ и ЗНМП составляют 18 руб. за литр, на игристые вина без защиты — 36 руб. за литр, а на защищенные вина и игристые вина — 5 и 14 руб. соответственно. Минфин и ФТС в мае прошлого года , что по российскому законодательству импортные вина не могут быть отнесены к винам с ЗГУ/ЗНМП, а значит, они облагаются обычным акцизом, а не пониженным. После этого импортеры вина стали утверждать, что акцизные преференции для российских виноделов нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО). В октябре 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин подтверждал , что у Евросоюза есть претензии в рамках ВТО к российским акцизам на импортные вина.

По правилам ВТО, нельзя создавать налоговые преференции для аналогичных местных товаров, поэтому льготный акциз на вина с ЗГУ не вписывался в нормы организации, говорит руководитель WineRetail Александр Ставцев. Цель выравнивания акцизов — «создать благоприятные условия для развития виноделия в России, которые в то же время отвечали бы нормам международного права, взятым Россией на себя международным обязательствам», подтвердила РБК пресс-служба Минфина.

В случае принятия предложения Минфина ставки акцизов на отечественные и импортные вина станут одинаковыми: 18 руб. для тихих вин и 36 руб. для игристых. В 2020 году по действующему законодательству они вырастут на 1 руб. — до 19 и 37 руб. В проекте «Основных направлений» Минфин говорит, что ставки всех акцизов, уже установленные на 2019-2020 годы , меняться не будут, а на 2021 год будут проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (4%). Исходя из этого, акцизы на тихие и игристые вина в 2021 году составят 20 и 38 руб. соответственно.

Из собственного винограда

Инициатива Минфина уравняет в акцизах не только российские и импортные вина, но и отечественные вина с ЗГУ/ЗНМП и без. Однако чтобы сохранить для отечественных виноделов стимул создавать производства защищенных вин, Минфин намерен ввести акцизы на виноград, используемый для производства вина, шампанского, коньячного дистиллята, а тем производителям, которые используют виноград собственного производства, предоставлять налоговый вычет «с применением повышающего коэффициента».

Развитие собственных виноградников заложено в развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период до 2025 года — в частности, речь идет о «стимулировании роста количества малых виноделен, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда». Из документа Минфина следует, что производители вина, которые не сами выращивают виноград, а закупают его у других российских предприятий, не получат право на вычет.

Пока в России производится очень мало вина с ЗГУ и ЗНМП, поэтому поступления акцизов с них символические. В 2017 году консолидированный бюджет собрал лишь 88 млн руб. акцизов на защищенные вина и шампанские; при этом акцизов на импортные вина, шампанские и винные напитки поступило на 6,2 млрд руб. (данные Федерального казначейства).

По итогам 2017 года в России было произведено около 4-5 млн бутылок вина с ЗГУ, что соответствует не более чем 1,5% от общего объема производства вина, приводит статистику президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Однако, по его словам, выпуск таких вин постоянно растет, поэтому на сегодняшний день их доля может составлять уже около 2-3%.

Уравнивание российских производителей и импортеров плохо скажется на российском рынке вина, считает Попович. Однако налоговый вычет для производителей, которые используют собственный виноград, дает надежду, что негативный эффект будет сглажен, добавляет он. При этом важно, чтобы закон предполагал вычет за использование не «собственного», а «произведенного в России» винограда — не все виноделы готовы выращивать необходимое количество винограда, но могут закупать его у других российских производителей, говорит Попович.

Российские производители вина с большим трудом в последние годы пытались добиться минимальных льготных условий, и предложение Минфина во многом перечеркивает эту работу, утверждает президент винного дома «Абрау Дюрсо» Павел Титов. Сам «Абрау Дюрсо» производит часть вина из собственного винограда и часть — из импортного виноматериала, поэтому действующие льготы распространяются не на все производство, пояснил Титов. В целом пока инициатива министерства не до конца ясна — например, почти никогда у производителя вина нет исключительно «собственного винограда», говорит он. А производить оплату акциза за виноград будет тяжело даже с учетом вычета, в итоге это снова приведет к закредитованности производителей, заключает Титов.

Пресс-служба Минфина уточнила РБК, что налоговый вычет будет предоставляться производителям винодельческой продукции «полного цикла производства», использующим в качестве сырья «любой виноград» (то есть в том числе закупаемый у других российских юрлиц). «Конкретные предложения с наиболее оптимальными размерами налогового вычета, повышающего коэффициента и т.д. будут определены в дальнейшем. Эти вопросы пока обсуждаются», — добавили в пресс-службе.

Также Минфин предложил взимать акцизы с «винных напитков без добавления этилового спирта» в таком же размере, что и на шампанские вина. Сейчас такие напитки, часто маскирующиеся под шампанское, облагаются акцизом по ставке 18 руб. за литр, как обычное вино. Минфин, таким образом, предлагает повысить акциз по ним до 36 руб. Приравнивание ставок акциза для винных напитков, маскирующихся под шампанское, к акцизам на шампанское — давно ожидаемая и справедливая мера, говорит Попович, она нацелена на устранение экономических стимулов для изготовления таких напитков.

Акцизы на парфюм

Еще одной важной мерой акцизного регулирования, которую предложил Минфин, является включение в перечень подакцизных товаров любой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, независимо от объема тары, в которую она разлита. При этом на такую продукцию предлагается ввести нулевую ставку акциза (сейчас нулевой акциз действует только в отношении парфюмерии и косметики в металлической аэрозольной упаковке). Кроме того, Минфин предлагает дать таким производителям право на налоговый вычет в размере суммы акциза, исчисленной при покупке этилового спирта, если производитель документально подтверждает использование спирта в целях выпуска парфюмерно-косметической продукции.

Минфин ранее готовил законопроект , содержащий аналогичные предложения. Смысл инициативы заключается в том, чтобы мерами налогового регулирования дополнительно контролировать оборот этилового спирта и ограничить оборот спиртосодержащих продуктов, используемых в качестве суррогатного алкоголя. Акциз в бюджет с продажи парфюмерии при нулевой ставке не платится (то есть фискальной логики здесь нет), но производитель обязан сдавать дополнительную декларацию по акцизам, из которой видно, сколько спиртосодержащей продукции произведено.

Участники парфюмерно-косметической отрасли законопроект Минфина тогда раскритиковали. Они предупреждали, что на добросовестных участников рынка ляжет дополнительное бремя в виде увеличения количества отчетности (хотя они и так тщательно контролируются регуляторами), а на производителей спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения» это никак не повлияет. С суррогатами лучше бороться путем установления минимальных розничных цен на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию на уровне розничной цены на водку, говорилось в отзывах бизнеса на законопроект Минфина. В итоге Минэкономразвития в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия не поддержало законопроект и попросило Минфин его доработать.

Правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, впервые с 2017 года повышающие акцизы на вино и винные напитки. Если парламент одобрит инициативу, то с 2020 года ставки вырастут практически вдвое: с 18 до 31 рубля за 1 л тихого вина и с 36 до 40 рублей за 1 л игристого. В результате розничные цены на вино повысятся на 15–20%, предупредили в общественной организации «Опора России», отметив при этом, что отрасль не выдержит ставки больше 25 рублей за литр.

— Мы призываем остановить рост налоговой нагрузки, потому что отрасль только начала восстанавливаться. Если даже повышать налоги, то нужно это делать плавно, в течение длительного периода. Представьте, что у вас подоходный налог был 13%, а через полгода из зарплаты вычтут уже 26%. Как к этому можно относиться? — сетует президент «Опоры России» Александр Калинин.

Сильнее всего от повышения акцизов пострадают малообеспеченные потребители, покупающие бюджетное вино, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

— У нас примерно 50% вина продается по цене до 200 рублей, причем 90% всего вина выпивают женщины.

Вино, которое стоит от 130 до 200 рублей, подорожает примерно на 20%. Поэтому для женщин из низких социальных слоев это катастрофический рост.

В Минфине объясняют этот шаг «необходимостью приведения в соответствие ставок акцизов на различный алкоголь с сопоставимым содержанием спирта, равной степенью вредности продукции», писали ранее «Ведомости». Кроме того, рост акцизов нужен для соблюдения норм ВТО, требующих уравнивания ставок на российские и импортные вина (сейчас российские виноделы пользуются рядом налоговых преференций по сравнению с импортерами).

Впрочем, эксперты убеждены, что мотивы правительства — исключительно фискальные, а забота о здоровье граждан и нормы международной торговли используются как предлог для увеличения сборов в бюджет.

— Нет никаких норм ВТО, их никто не соблюдает. Это высосано из пальца. А в бюджете и так огромный профицит, зачем его еще увеличивать — мы не знаем.

Единственные, кому будет выгодно повышение, — это производители водки и других крепких напитков, причем дешевых, — говорит Калинин.

На более дешевое вино потребители перейти не смогут, потому что делать вино сложно — порошковой продукции в этом сегменте не существует, рассказывает главный редактор сайта «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов.

— Вырастет потребление импортного вина, которое будет сопоставимо по цене с отечественным, а значит, российские производители проиграют. Плюс начнет со страшной силой развиваться подпольное производство алкоголя, контрафакта и подделок. Вместо того чтобы покупать бутылку вина, человек будет покупать бутылку поддельной водки.

Одновременное повышение ставки акциза и на вино, и на винные напитки (как минимум на 50% состоящие из виноматериалов, остальное — различные добавки) приведет к созданию огромного рынка нелегальной винодельческой продукции, согласен Дробиз.

— У нас уже сегодня много нелегальной водки, которая производится в кустарных условиях и продается в нелицензированной рознице: в киосках, с рук и так далее. Когда цены на натуральное вино и винные напитки практически сравняются, сюда добавится еще и большой объем нелегальной винодельческой продукции по цене 80-100 рублей.

Предлагаемое повышение акцизов сделает вино менее доступным для потребителя и тем самым осложнит процесс перехода на напитки с меньшим содержанием спирта, хотя именно к этой цели нужно стремиться. В России сейчас и так нет тренда на рост потребления вина вместо более крепкого алкоголя, говорит Дробиз.

— В советское время потребление было таким: вина — 16 л на душу населения, винодельческой продукции — 28 л. Сегодня вина мы потребляем 3,5 л, винодельческой продукции — 7,5 л. Разница налицо. В то же время потребление пива было 24 л на душу, а сейчас — 50 л. Крепкого алкоголя — 10 л, сейчас — 15-16 л.

То есть в советское время мы были винно-водочной страной, а сейчас мы страна пиво-водочная. Роста потребления вина практически нет, основной потребитель — молодые девушки и женщины от 22 до 45 лет.

Впрочем, за российских виноделов переживать не стоит: они бросят все ресурсы на поиск компромисса с правительством, которое на самом деле заинтересовано в поддержке винодельческой отрасли. Уже сейчас в законопроекте предусмотрен налоговый вычет по акцизу за использование виноматериала, произведенного в России. В теории это должно позволить отечественным производителям сохранить ставку акциза на прежнем уровне.

А вот потребителю в этой ситуации не позавидуешь — никаких компенсаций за рост цен и снижение качества продукции он не получит. Радоваться достижениям отечественного виноделия многим согражданам придется за бутылкой водки.