Русские напитки: история и традиции. Традиционные русские напитки

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Старинные русские напитки

История русских напитков своими корнями уходит в седую старину. Рассолы, морсы, квасы, мёды, лесные чаи - путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями. Все они не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, мёды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.
Однако есть в русских напитках и общая черта - всегда натуральное сырьё и питательная ценность.

Сыто (Сыть)

Сыть или Сыто это напиток, который использовался до появления чая и прочих современных напитков, выполняя их функцию во время языческой Руси. Именно благодаря сыти появились такие понятия как «сытость», «сытно» и, конечно же, «досыта» - знаменуя тем самым не только изобилие пищи, но хороший аппетит, являющийся признаком крепкого здоровья. Сыть в отличие от чая, не изменяет своих свойств при охлаждении и выдержке по времени, и имеет своё великолепие в холодном виде.

Сыта простая

Состав: 50— 60 г меда, 1 л воды.
Мёд развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить. Количество мёда по желанию можно увеличить до 150—200 г на 1 л воды. Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.

Сыта лимонная

Состав: 50—100 г мёда, сок 1 лимона, 1 л воды.
Мёд развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить лимонный сок, тёртую цедру и дать настояться в холодном месте.

Сыта фруктовая (ягодная)

Состав: 50 г мёда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.
Мёд развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок. Можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

Сыта ароматная

Приготовить сыту на отваре душицы, зверобоя или другой ароматной травы.

Сбитень

Готовили и разносили сбитень в сосудах, напоминающих по форме самовар, а разливали в пузатые стаканчики с вывернутыми наружу краями, которые предохраняли от того, чтобы не обжечься. Медный сосуд для сбитня назывался сакла или баклага (в зависимости от местности где его готовили), в середине сосуда, как и у самовара, находилась широкая труба, заполненная горячими углями. Эти ёмкости и послужили прообразом будущих самоваров.
Как же приготовить настоящий сбитень, который так любили наши прабабушки и прадедушки? Рецептов сбитня очень много, различаются они составными частями, технологией приготовления. Только мёд остается всегда неизменным компонентом напитка. К тому же, горячий медовый напиток являлся прекрасным успокаивающим средством, улучшал настроение, облегчал засыпание, повышал иммунитет и способствовал долголетию.
Сбитни разделяют на простые и заварные. Последние получают путем сбраживания сусла из мёда и патоки с различными приправами. Пили сбитень обычно с калачами и пряниками.

Сбитень простой

Состав: мёд — 500 г, белая патока — 700 г, пряности (корица, гвоздика, хмель, мята) — 5—10 г.
Вскипятить воду. Добавить все компоненты, прокипятить 30 минут. Пить горячим, как чай.

Сбитень суздальский

Состав: мёд — 150 г, сахар — 150 г, пряности — по 15 г гвоздики, корицы, имбиря, кардамона, лаврового листа, вода — 1л.
Мёд смешать с водой и кипятить в течение 20 минут Добавить пряности и кипятить еще 5 минут. Затем напиток процедить через марлю и подкрасить жжёным сахаром.

Сбитень обыкновенный

Состав: вода — 1л, мёд — 1 кг, 4%-ный уксус — 2 ст. ложки, молотый имбирь — 1ч. ложка, молотый чёрный перец — 1/2 ч. ложки, тёртый корень хрена — 1ч. ложка.
Горячую воду с уксусом, имбирем, перцем, хреном кипятить 15— 20 минут, добавить мёд, быстро перемешать, довести до кипения. Подать на стол горячим.

Сбитень сгущенный

Состав: мёд — 500 г, патока — 200 г, вода — 1/2 стакана, гвоздика, корица, имбирь, кардамон, мускатный орех — по 1 ст. ложке, лавровый лист — 2 шт.
Измельчённые гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, мускатный орех, лавровый лист всыпать в горячую воду, довести до кипения и настаивать под крышкой 40—60 минут. В процеженный отвар добавить патоку и уварить смесь до тёмно-красного цвета. Охладить до 30—40°С, влить мёд, тщательно перемешать. Перелить сбитень в стеклянные банки, закрыть крышками и хранить в сухом тёмном месте. Для приготовления горячего напитка в кипящую воду добавить сгущенный сбитень, перемешать и подать к столу. Количество сбитня регулируется по вкусу. Сбитень можно подавать с лимоном, клюквенным соком или сливками.

Сбитень сухой

Состав: по 1 ст. ложке красного и чёрного молотого перца, имбиря, кориандра, мускатного ореха, корицы, лавровый лист.
Пряности и лавровый лист, измельчённые и засыпанные в сухую банку, плотно закрыть крышкой и хранить в сухом месте. Перед употреблением в кипящую воду засыпать подготовленный порошок, довести до кипения и настаивать без нагревания 10—15 минут. Отвар процедить, добавить мёд и подать к столу.

Сбитень душистый

Состав: на 1 кг мёда берут 3—4 л. воды.
Мёд растворяют в горячей воде, кипятят, снимают пену. Затем кладут завёрнутые в чистую тряпочку пряности и кипятят. В набор пряностей могут входить: хмель, гвоздика, корица, кардамон, мята, душица и др.

Сбитень таёжный

Состав (на 1 л сбитня): мёд — 100 г, сахар — 75 г, сок брусники — 100г, вода — 0,8л, гвоздика — 2—3 бутона, кардамон — 10— 15 шт., лавровый лист.
Из брусники отжимают сок и процеживают. Мезгу заливают водой, кипятят, отвар процеживают. Гвоздику, корицу, кардамон заливают горячей водой и кипятят 12 минут. За 5 минут до конца варки кладут лавровый лист. Отвар процеживают, добавляют сахар, мёд, брусничный сок и доводят до кипения.

Сбитень мятный

Состав: мёд — 3 ст. ложки, вода— 2 стакана, сухая мята — 1/2 ч. ложки, сухие листья малины или смородины — 1/2 ч. ложки. сухие листья мяты, малины или смородины залить крутым кипятком, настаивать 25—30 минут. Отвар процедить, добавить в него мёд. Напиток перемешать и подать к столу. При желании можно добавить лимон. В жаркое время года сбитень можно подавать в холодном виде.

Сбитень с душицей

Состав: мёд — 200 г, душица сухая — по желанию.
Разводят мёд в горячей воде, кипятят, снимая пену. Затем опускают в него сухую душицу, завёрнутую в мешочек, и настаивают 2—3 часа.

Морсы и напитки из ягод

Основой морсов и водиц всегда являлся ягодный сок, в различных пропорциях смешанный с водой. Известно, что сок из натуральных ягод на вкус очень кислый. Чтобы продукт пришёлся всем по душе придется разводить его водой или добавлять сахар, что изменяет первоначальный полезный витаминно-минеральный состав. Наши предки нашли решение этой проблемы. Славяне стали изготавливать из лесных ягод морс, в который для сладости добавляли натуральный мёд.
Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.
В народной медицине морс используют не в охлажденном виде, тогда сладко-кислый напиток поможет укрепить иммунитет. Витамины группы В, Е, РР, А, фолиевая кислота и витамин С, а так же повышенное содержание калия, кальция, железа и фосфора в химическом составе, пожалуй вот главная польза морса для человеческого организма. Самыми полезными признают морсы из ягод дикорастущей брусники или клюквы: брусника укрепляет здоровье, а клюква помогает при простудных заболеваниях. Морсы из ежевики или черники помогут тем, кто страдает от проблем с пищеварительной системой.
Что отличительно, при приготовлении морса на основе нескольких видов ягод увеличивается лишь энергетическая ценность, а не калорийность морса.

Напиток ягодный

Состав: 150 г клюквы (брусники, чёрной смородины, земляники, клубники или малины), мёд, 1 л. воды.
Свежие ягоды промыть и отжать сок. Выжимки залить горячей водой, проварить при слабом кипении 5—8 мин и дать настояться в течение 25—30 мин. Отвар процедить, мезгу отжать, добавить в отвар мёд и размешать его до полного растворения. Затем влить сок, ещё раз процедить и охладить.

Напиток цитрусовый

Состав: 1 апельсин или лимон, 120 г сахара, 1 л воды.
Цедру, снятую с цитрусовых, мелко нарезать, залить горячей водой, варить при слабом кипении 5 мин и настаивать 3—4 ч. В процеженный отвар добавить сахар, довести до кипения, влить предварительно отжатый сок и охладить.

Напиток яблочно-лимонный

Состав: 2—3 яблока, мёд, 1 лимон, 800мл воды.
Яблоки очистить от сердцевины и кожицы, натереть на тёрке и отжать сок. Выжимки и кожицу яблок залить водой, добавить цедру лимона, кипятить 3—5 мин, настаивать 10—15 мин. и процедить. Добавить мёд и довести до кипения. Охладить и влить яблочный и лимонный соки.

Напиток из протёртой смородины с мёдом

Состав: 200 г. протёртой с сахаром чёрной смородины, 120 г. мёда, 1 г. лимонной кислоты, 800 мл воды.
В тёплую воду положить мёд, размешивая, довести до кипения и снять с поверхности пену. Охладить и добавить лимонную кислоту. Протёртую с сахаром смородину положить в охлажденный напиток, перемешать и процедить.

Напиток «Лесной аромат»

Состав: 1/2 стакана рябины, 1/2 стакана клюквы, 5 г. душистой мяты, 4 стакана воды, сахар по вкусу.
Клюкву промыть, ополоснуть холодной кипячёной водой и отжать сок. Клюквенную мезгу и рябину отварить в кипящем сахарном сиропе (при закрытой крышке), добавить в конце варки мяту и дать настояться 4—6 часов. Затем настой процедить, добавить отжатый клюквенный сок и охладить.

Напиток яблочный с мёдом

Состав: 1 л. яблочного сока, 1/2 л. воды, 1 ст. ложка меда, 1/2 лимона.
Мёд размешать с кипяченой, чуть охлажденной водой, добавить нарезанный ломтиками лимон и яблочный сок.

Напиток «Янтарь»

Состав: 150 г. мёда, 250 мл березового сока, 650 мл воды, 1 г. лимонной кислоты.
В кипячёной горячей воде растворить мёд, охладить, добавить сок и лимонную кислоту.

Старорусский джулеп

Состав: 25 г. мяты, 150 г. сахара, 600 г. березового сока, 100 г. лимонного сока, 200 г. мёда.
В берёзовый сок добавить сахар, мед, лимонный сок и мяту, плотно закрыть и поставить на 2—4 часа в холодное место, затем процедить. Подавать с кусочками льда.

Рябиново-яблочный напиток

Состав: 5 ст. ложек рябины, 2 яблока, 3 ст. ложки меда, 1 л воды.
Яблоки нарезать мелкими кубиками (вместе с семенами), положить в эмалированную кастрюлю, залить кипятком и настаивать 20 мин. Рябину размять, также залить кипятком и настаивать 10—15 мин. Затем оба настоя процедить, смешать и добавить мёд. Можно готовить как из лесной, так и черноплодной рябины.

Кисели

Славяне употребляли кисели, которые готовились на основе зерновых, при этом наибольшей популярностью пользовался овсяной кисель. Для его приготовления в современной интерпретации нужны овсяные хлопья, простокваша и вода.
Рецепт старославянского киселя выглядит следующим образом:
В тёплую воду надо добавить ложку сквашенного молока, разболтать, затем засыпать овсяные хлопья (раньше использовали овсяное толокно или овсяную муку) и оставить в тёплом месте примерно на сутки (в зависимости от количества закваски и температуры).
Затем сквашенный овёс измельчают (толкушкой или миксером) и откидывают на дуршлаг. Получается паста в виде густого кефира с кисломолочным ароматом - овсяный концентрат.
Эту жидкость разбавляют теплой водой до нужной консистенции и получается тот самый овсяной кисель. Он имеет хорошие вкусовые и отличные питательные качества, которые ярче выражены именно в сыром виде. Это истинно волшебный напиток, в который по вкусу можно добавить всё что угодно.
Полученный сырой овсяный концентрат очень хорошо сохраняется (в холодильнике до трёх недель).
Он очень универсален в применении. Его можно употреблять как кисель или йогурт, как майонез в салаты, как сметану в супы или окрошку и т.п. Кроме этого из сквашенного овса можно сделать кислую овсяную кашу. Кстати такая каша была в большом почёте у древних славян. Делать её очень просто. Овёс не варить, а просто залить кипятком. Так будет гораздо вкуснее и полезнее. В таком виде овсяная каша (при желании с добавлением меда, изюма, постного масла и т.п.) - лучший завтрак (совершенно отличный от обычной овсянки). Так что овсяной кисель наши предки пили не зря и во многих сказках он упоминается заслуженно. Попробуйте его и Вы! Как видите сделать его совсем просто.

Овсяный кисель

Плющеный овес протомить в духовке до золотистого цвета. Переложить в чугунок, залить холодной водой и варить на слабом огне полчаса. Затем кисель осторожно слить с осевшей гущи в чистую посуду и дать ему остыть. Кисель должен иметь густоту сметаны. Можно добавить для сладости мед.

Сурья

Напиток сурья считался у славян божественно-очищающим дух человека. Совокупность использовавшихся для его приготовления трав была очень разнообразна и полезна. Сурья благотворно воздействует буквально на все внутренние органы человека. Интересно и то, что запаривали сурью в печи, что тоже делало ее напитком полезным и богатым. Вот набор трав и ягод одного из рецептов: кислица, железница крымская (лимонник крымский), листья бадана, молодые листья репея (лопух большой), ягоды морошки, молодой золотой корень (родиола розовая), ромашка аптечная, череда, облепиховый или липовый цвет.

Древний вариант приготовления сурьи

Состав: 1 ч. л. молока (не подверженное тепловой обработке, НЕ из магазина) завариваем в небольшом количестве воды. 1 ч. л. девясила (трава), 1 ч. л. чернобыльника, 1 ч. л. чабреца, 1 ст. л. меда.
Даем травам настояться. Добавляем в молоко (можно не остужать) пару ст. ложек чистого отвара. Закупориваем плотно, чтобы не сорвало (завинчивающиеся банки). Ставим в тёмное тёплое место. Напиток бродит приблизительно 3 дня. Во время сбраживания напиток нужно взбалтывать 2-3 раза в день.
Упрощённый рецепт: 1 литр молока, 1 ст. л. меда, 1/4 ч. л. полыни, 1-2 ч. л. ромашки. По желанию и вкусу можно добавить 6-7 ягодок шиповника, 1/2 чайной ложки листьев берёзы, 1/4 чайной ложки мелиссы. Завариваем траву в 0,5 стакана воды. Процедить отвар и влить в молоко (заваренную траву можно не остужать, сурья быстрее сбродится и будет нежнее). Оставляем на 2-3 дня. Напиток готов, когда при наливании в кружку он немного шипит.

Традиционный русский напиток - не водка, как принято считать во всём мире. . В XVII-XVIII веке «огненную воду» позволяли себе только богатые и влиятельные господа. А что пили простые люди, в том числе и до знакомства с европейской водкой?

Рецепты настоящих русских алкогольных напитков незатейливы: сбраживается всё, что может бродить. Иногда в ход шли привычные продукты, например, вишня или хлеб. Однако, русские умели делать алкоголь даже из берёзовой коры.

Ол - напиток в пивном стиле

Древнерусский ол считается прапрадедом современного пива. Технологии изготовления совпадают. Так же как и современное крафтовое пиво, ол не подвергался дистилляции. Однако были в составе ола уникальные ингредиенты: травы с сильным запахом. В напиток часто добавляли полынь. Растение не только придавало приятный привкус, но и усиливало алкогольный эффект хмеля.

Кстати, Россию и пиво связывает многовековая история. Так, в XX веке любовь советского человека к пиву достигла апогея: .

Полугар - вино из хлеба

Полугар не производится уже более 120 лет. Исчезновение напитка из русского рациона связано с широким распространением водки. В СССР полугар считался эталоном крепости, с ним сравнивали крепость водочных напитков для определения их категории. Полугар обладает ярко выраженным вкусом ржаного хлеба. Сегодня напиток и его аналоги не продаются в магазинах. Как правило, попробовать полугар можно в ресторанах русской кухни. Простой хлебный древнерусский напиток стоит недешёшево: от 5 тысяч рублей за бутылку.

Лампопо - древнерусский коктейль

Лампопо не имеет ничего общего с Лимпопо и экзотическими странами. Напиток придумали на Руси. Название - анаграмма от слова «пополам». Напиток действительно состоял из двух главных ингредиентов: пива и рома. Сегодня сложно представить, что эти напитки можно смешивать. Пиво и ром настаивали на кисло-сладком хлебе. Нетрудно догадаться, что простые люди лампопо не пили, так как ром могли себе позволить только зажиточные граждане. В напиток иногда добавляли сахар и лимонный сок для улучшения вкусовых качеств. Получался настоящий коктейль.

Берёзовица - дешёво и сердито

Берёзовицу начали употреблять на Руси в X веке. Изобрели напиток случайно. Однажды собранный берёзовый сок долго простоял в бочках. Как известно, в берёзовом соке много сахара, а это значит, что сок может забродить. Изобретатели попробовали напиток, который получился, и были приятно удивлены: берёзовый сок обрёл опьяняющий эффект. Из-за доступности сырья и простоты производства берёзовица пьяная была распространённым алкогольным напитком Древней Руси.

Медовуха - сладкий спирт

Мёд в России использовали во всех сферах жизни. Из него готовили прохладительные напитки, десерты, косметику и лекарства. Впервые сделать алкоголь из мёда догадались бортники, которые разоряли улья диких пчёл. Для того чтобы густая липкая масса стала жидкостью, её долго варили. После этого получался некрепкий алкоголь. Хорошую медовуху ещё и настаивали. Благодаря холодному брожению градус напитка существенно повышался. Нередко в медовуху добавляли сок диких ягод или фруктов.

Вишняк - не вино и не медовуха

Ещё одним напитком, который требовал холодного брожения, был вишняк. Готовили его из вишни, которую собирали, перемалывали, заливали мёдом и настаивали. Крепкая настойка долго готовилась, зато и хранилась годами. На выходе получалось что-то среднее между крепкой медовухой и слабоалкогольным вином.

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица. Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма, точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после его принятия, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мёд. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мёд не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мёд» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мёд как напиток был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мёд 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление мёдов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мёд, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мёд, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого мёда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мёд. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы мёда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect).

Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино.

Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем.

Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

В понимании наших предков напиток - это сытная и питательная жидкость, в которой исключен алкоголь. То есть она предназначена для насыщения. Отсутствие до недавнего времени или в рационе русских людей никоим образом не сказывалось на их здоровье. Подавляющее число традиционных русских напитков уникальны в своем роде и обладают великолепными вкусовыми качествами и мощным лечебным эффектом. Подобных им в кухнях народов мира не встречается. Для русских были привычны сбитень, квас, морс, мед, различные водицы, сыворотка с добавками, сок капусты и иван-чай. Причем каждый из этих напитков был представлен множеством разновидностей.

К сожалению, большинство этих старинных напитков перестали употребляться. Современные люди сохранили привязанность только к квасу.

Помимо кваса, сбитень был широко распространен в России вплоть до 20 столетия. Кстати, самовар изначально предназначался для приготовления именно этого напитка, а чай стали заваривать позднее.

Сбитень готовят из меда, различных трав и пряностей. Процесс заключался в кипячении с постепенным увариванием смеси продуктов. Напиток употребляли только в горячем виде, так как он обладает замечательными согревающими свойствами. Кроме этого, сбитень способен оказывать успокаивающее действие, благоприятно действует на нервную систему, способствует укреплению иммунитета и увеличивает продолжительность жизни.

Меды

Мед в старину был доступней сахара.

Одним из самых древних русских напитков являются меды, в основе которых была вода, мед и хмель. Алкогольные меды предполагали использование в качестве основы водку и ягодные соки. Популярность медов и сбитней объясняется изобилием меда и его доступной стоимостью по сравнению с сахаром.

Для приготовления медов нередко использовались изюм, березовый сок и липовый цвет. Они по своим целебным свойствам сравнимы со сбитнями. Напиток способствует укреплению сил при простудных заболеваниях, а также обладает противовоспалительными и антисептическими свойствами.

Морсы, сыворотки и водицы

Для получения этих напитков обязательно использовался сок ягод, который смешивался с водой и настаивался до наступления начальной стадии легкого брожения. Технология получения сывороток подобна описанному способу, с тем отличием, что сок заменялся изюмом.

Современные морсы, как правило, приготавливаются на основе плодов фруктовых деревьев или кустарников, которые смешиваются с кипяченой водой, медом или сиропом, полученным из сахара.

Эти напитки универсальны, так как они согревают в холодную пору и хорошо освежают в жару. Кроме этого, богатые витаминами и микроэлементами ягоды и фрукты обуславливают наличие лечебных свойств сывороток и морсов. Они способны оказывать тонизирующее действие, укрепляют иммунитет и тормозят процессы, приводящие к старению организма.


Квас


Квас полезен для здоровья.

Квас пользуется неизменной популярностью у русских людей, причем рецептура его, описанная впервые в 11 веке, не изменилась и по сей день. Для его приготовления предварительно делают так называемый затор, который представляет собой жидкое тесто из воды, солода и муки (ржаной или ячменной). Далее затор ферментируется и разводится с добавлением меда, патоки или сахара и добавок, придающих аромат. Полученная смесь оставляется для брожения. Для придания специфического вкуса в большинстве случаев используется сок фруктов или ягод. Нередко напиток делают с имбирем, изюмом, мятой. При введении этих ингредиентов существенно повышаются лечебные свойства кваса.

При соблюдении технологии приготовления кваса напиток, кроме утоления жажды, способен стабилизировать процесс пищеварения, оказывает благотворное влияние на работу и состояние желудочно-кишечного тракта, а также укрепляет сердце и сосуды. Напиток рекомендуется , при котором наблюдается снижение кислотности, и ожирении.

В прошлом не было такого дома, где бы не готовился квас. Его использовали при заболевании цингой, для лечения ран, а также задействовали при приеме банных процедур в парной. Народная медицина считает этот напиток великолепным средством при дефиците витаминов и полезных веществ.

Практически в любом городе России на рынках был квасной ряд. Они были обязательным атрибутом ярмарки или любого празднества. Московские квасные ряды были известны далеко за пределами столицы.

Несмотря на полезные свойства кваса, следует воздержаться от его употребления лицам, у которых наблюдается язвенная болезнь, имеются проблемы с почками, поджелудочной железой, печенью и желчевыводящими путями. При тяжелых формах указанных болезней квас категорически запрещен.

Иван-чай

Этот напиток, незаслуженно забытый сейчас, был чрезвычайно популярен на Руси на протяжении тысячелетия. Для приготовления напитка использовались листья кипрея, которые предварительно высушивались. Слава об иван-чае распространилась даже в Европе, где не только знали его, но и любили. В 12 столетии в городе Копорье было сконцентрировано его производство, поэтому напиток стал называться копорским чаем. Из этого города торговые пути иван-чая вели в большинство европейских стран.

Ароматный и вкусный напиток был очень популярен в Европе и, как водится, был назван за рубежом русским чаем. Этот напиток был очень популярен в высших кругах английской знати и даже у монаршей семьи. Такая высокая оценка дает представление о качествах чая, так как британцам, владевшими обширными колониями, было с чем сравнивать. Традиционный русский напиток упоминается в Британнике издания 18 столетия. Однако с появлением чаев, привезенных из Китая и Индии, а также знакомством с напитками других народов, национальный напиток постепенно оттеснялся и был забыт.

В листьях кипрея содержатся вещества, обладающие дубильными свойствами, и пектины, а также ряд алкалоидов и витаминов группы В. Растение содержит аскорбиновую кислоту в количестве, в 5 раз превышающем присутствие ее в . Наличие белка в иван-чае делает напиток тонизирующим и восстанавливающим силы.

Копорский чай обладает комплексом лечебных характеристик и может быть использован и как успокаивающее средство, и при отравлении организма токсинами. Кроме этого, напиток оказывает благотворное действие на разные системы и органы человека. В древности считалось, что иван-чай способен укрепить силу духа.

Следует понимать, что былинные богатыри черпали свою силу в напитках из натуральных продуктов. Современные пищевые технологии, как правило, подразумевают применение последних достижений химии, поэтому о пользе нынешних морсов и квасов говорить не приходится. При таком положении дел нужно обратиться к опыту предшествующих поколений и переходить на самостоятельное приготовление вкусных напитков, обладающих целебными свойствами.

Полезное видео о квасе


Русский фольклор изобилует пословицами и поговорками о всевозможных напитках: «Чаем на Руси никто не подавился», «За семь верст киселя хлебать», «Наука – не медовуха: в рот не вольешь». Чем же утоляли жажду наши предки?

Вспоминаем начисто забытые народные напитки и те, которые мы продолжаем каждый день пить.

Чай, как самый массовый напиток последнего столетия

До китайского на Руси пили чай собственного производства, в основу которого входили самые разнообразные травы: зверобой, мята, крапива, иван-чай. Предприимчивые восточные купцы пытались с XV века продвинуть продукт на российский рынок. Однако долгое время поставки чая ограничивались персональными подарками царям. Боярин Старков, например, презентовал чай царю Михаилу Федорову, но царствующая особа осталась к напитку равнодушна. Китайским купцам необходимо сказать спасибо русским лекарям, которые при помощи чая избавили в XVII веке царя Алексея Михайловича от болей в животе. С этого момента пошли регулярные закупки чая в Китае. До народа чай дошел в эпоху правления Екатерины II. К концу ее царствования ежегодное потребление чая измерялось 6000 нагруженных верблюдов. Чайный караван находился в пути полгода.

Квас

Любовь к квасу у наших предков, возможно, можно объяснить его дешевизной. К тому же на основе кваса готовили самые дешевые блюд: баланды, окрошки, тюри. Чтобы перечислить все рецепты приготовления кваса, потребуется не одна неделя. Что уж говорить, если в деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Квас так и называли – «Маланьин» или «Дарьин». Профессия квасника была очень популярной на Руси, каждый из них имел специализацию и производил какой-то определенный квас. Были квасники ячневые, яблочные, грушевые. При этом квасник имел право торговать напитком только в своем районе. Нарушение этого правила приводило к тяжелым последствиям.

Яблочный квас, как пример из многочисленных вариантов кваса

Готовился, как следует из названия, не из солода, а из яблок. К отвару или настою плодов добавляли квасную гущу, немного ржаной муки и ставили бродить. Так же делали грушевый и другой плодовый квас. По похожей технологии до сих пор делают медовый квас в Суздале, правда, за пределы города не вывозят.

Кисель

Издавна кисель являлся самым популярным сладким русским напитком. Ну, вы помните: «молочные реки, кисельные берега»? Правда, выглядел тогда кисель не столь «нарядно». Он имел серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров (береговые суглинки русских рек имели именно такой цвет, отсюда и сравнение). А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был, понятное дело, кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. В Москве, например, остались Большой и Малый Кисельные переулки, где когда-то трудились кисельщики. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. Ну а с победоносным шествием по России картофеля напиток стали изготавливать с применением крахмала.

Простокваша

Возможно, рецепт простокваши был случайно изобретен нерадивой хозяйкой, которая забыла на ночь вынести молоко в сени. Утром муж не только не отколошматил ее за испорченные продукты, но и похвалил за диковинный вкус нового кушанья. А если серьезно, то данных о том, когда и кем был изобретен рецепт простокваши, не сохранилось. Наши предки с давних времен обожают этот напиток безотходного производства. Действительно, закисающее молоко так легко превратить в полезный и вкусный продукт. Ученые и вовсе уверены, что употребляя ежедневно простоквашу, можно продлить жизнь на 30 лет. Ну что, по простоквашке?

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток.

Медовуха

Изначально медовуха на Руси называлась просто «мед». Дубовые бочки, наполненные ставленным медом, зарывали в землю на срок от 5 до 20 лет. С XI века начали варить мед, что позволяло сократить немыслимые многолетние сроки получения медовухи до месяца. Напиток был незаменим в ритуале крещения и поминания. Интересно, что медовуха стала со временем выступать в качестве атрибута гостеприимного хозяина. Во время пиршеств медовуху употребляли исключительно до еды. Сегодня традиции медоварения сохранились в маленьком городке Владимирской области – в городе Суздале. Туристы, особенно иноземные, за время своего пребывания там с удовольствием «подсаживаются» на традиционный русский напиток.

Мед - хмельной напиток, полученный сбраживанием некоторых пищевых продуктов, основным из которых является именно мед. Если Вы знаете технологию приготовления кваса или вина, я думаю, Вы легко сможете освоить и процесс приготовления меда.

Крепость этого напитка, как продукта свободной ферментации, не превышает 10 - 11 градусов, но обычно составляет не более 5, так как при изготовлении процесс прекращают до того, как перебродил весь сахар: мед - сладкий напиток.

Сбитень

Этот напиток, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Уличные торговцы, как правило, торговали сбитнем без вина. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке. Торговцы-сбитенщики разносили напиток в сосудах, очень похожих на самовары. Интересно, что стаканчики, в которые разливался сбитень, имели вывернутые наружу края – это позволяло покупателям не обжигать губы при употреблении горячего сбитня.

Простой рецепт сбитня

Такое средство можно использовать, если заболевание протекает без осложнений.

1. Подготовить 2 эмалированные кастрюли, в одну налить 800 мл воды, в другую - 200.

2. В ёмкость с меньшим количеством жидкости засыпать пряности по вкусу (может использоваться гвоздика, корица, имбирный корень, мускатный орех) и на медленном огне довести смесь до кипения.

3. Одновременно с этим во вторую кастрюлю добавить 8 столовых ложек мёда и также на слабом огне дать продукту закипеть. Образовавшуюся при этом пену необходимо будет снять.

4. После того как содержимое каждой ёмкости настоится в течение 2 часов, составы нужно соединить и хорошо перемешать.

В течение 1–1,5 месяца принимать сбитень полагается утром натощак и вечером перед отходом ко сну, предварительно разводя столовую ложку напитка в стакане тёплой воды.

С давних времён медовый сбитень славится как отличное средство для избавления от простатита

Чай из крапивы

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток – самое оно в жару.

Кислые щи

Многие уверены, что так называются щи,...

Сваренные из квашенной капусты.

На самом деле это очень шипучая разновидность кваса, которую делали из смеси ржаного, ячменного, овсяного и пшеничного солода в разных пропорциях.

Напиток получался настолько газированным, что его выдерживали только толстостенные шампанские бутылки. И от них, предположительно, пошло выражение «на кислых щах» - это когда человек морщится недовольно.

Конопляное молоко

Поскольку постных дней в православии может быть до двух сотен в год, в традиционной кухне существует масса заменителей скоромным продуктам. Самым распространенным заменителем молока было растертое и размешанное с водой конопляное семя. Конопляным молоком заправляли каши и кисели и пили его просто так, с хлебом и сладкой выпечкой.

Брусничная вода

Брусника богата природным консервантом - бензойной кислотой. Поэтому, будучи залита водой, не скисает по нескольку недель, зато отдает воде свой вкус и аромат. Свежесобранные ягоды на две недели заливали чистой колодезной водой, а потом пили слитую, слегка розоватую воду. Моченую ягоду же использовали как основу для соусов, гарниров и приправ.

Полпиво

Пиво, которое варилось с двойным количеством воды и, стало быть, в два раза менее крепкое. До начала XIXвека в России существовали специальные заведения - полпивные - куда, в отличие от кабаков, где подавали более существенные напитки, разрешалось заходить женщинам и военным – эти социальные страты были в ущемленном положении по части выпивки.

Вишняк

Диковинный напиток, одна из разновидностей ставленого меда - древнейшего русского питья. Для его приготовления брали плотный деревянный бочонок с крепкими стальными обручами заполняли доверху спелой вишней, заливали медом и закапывали в землю на 3-4 месяца. Готовый вишняк сливали из бочки и процеживали. Земля отдавала вишняку свою материнскую энергию, и напиток славился восстановлением сил.